Меню сайта
Главная
Форум
Состав
Устав
История
Договоры
Мастерские
Глоссарий
Фотки
Музыка
Книга Хель
Ресурсы
Турнирные бои
Таблица очков

Правила Турнира

Подземелья
Все о подземельях

Карта Сада Кошмаров
Карта Леса Теней
Карта Малахитовых Рудников
Дом боли
Карты Дома Боли
Ставка ДБ
Расписание ДБ

Инструменты
Каменный мудрец
Трактирщик
Поиск по нику
Калькулятор опыта
Планшет охотника

Локатор текущих боёв
Библиотека
Классы героев Арены
Навыки
Все о боях
Мини чат
Мини профиль
Странствующая душа

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:22:23

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Кто здесь ?


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



[ Сегодня были... ]


Главная » 2009 » Ноябрь » 5 » Гномы - могучие воины, или жадные карлики подземелья ?
13:40
Гномы - могучие воины, или жадные карлики подземелья ?
Гномы — Фольклорные существа из германского и скандинавского фольклора, человекоподобные карлики, живущие под землей. В разных мифологиях присутствуют под названиями «цверги», «дворфы», «карлики», «краснолюдки»(польск. krasnoludki), «свартальвы» (тёмные эльфы), само слово «гном» (от греч. Γνώση — знание), как считается, искусственно ввел Парацельс в XVI веке. Гномам приписывается ношение длинных бород у мужчин, низкий рост, скрытность, богатство и кузнечное мастерство. В России стерта та европейская грань образа гнома как духа природы, и обозначает Дварфа и Цверга. Для изображения духа природы часто используют слово — Лепрекон

Гномы — частые герои западноевропейских сказок. В фэнтези-литературе гномы являются, наряду с эльфами, гоблинами и троллями, одной из «стандартных» рас.

В алхимии и оккультизме: дух земли как первоэлемента, земная элементаль (иногда используется синоним «пигмей»).

Свартальвы в Эддах

Одним из основных прототипов гномов являются нижние альвы из германо-скандинавской мифологии. В скандинавской мифологии гномы являются нижними, «тёмными» родственниками альвов (эльфов), свартальвами, причем нижним альвам мифы уделяют значительно больше внимания. Свартальфы, или цверги (карлики), были созданы богами из могильных червей, ползавших в трупе великана Имира. Они невелики ростом и темны лицом, живут глубоко под землей в Свартальвхейме. Чтобы они не встречали своих собратьев — «светлых» альвов — и не враждовали, боги наслали на них проклятие: на солнечных лучах цверги превращаются в камень. Когда назойливый карлик Альвис дерзнул свататься к дочери Тора, Труд, хитрый ас начал испытывать его мудрость и протянул время до утра, когда солнце убило наглеца. (Мотив спародирован Джоном Толкином в повести «Хоббит», где, напротив, гномы так спасаются от троллей).

Свартальвы славны как великие кузнецы, создающие оружие и волшебные вещи для богов. Они выковали некоторые из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёллнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.

Песнь о Нибелунгах

В древнегерманском эпосе «Песнь о Нибелунгах» подземные хранители сокровищ называются Нибелунгами. Два брата, короли нибелунгов, не могли поделить принадлежащий им клад. Они попросили героя Зигфрида организовать дележ, но остались им недовольны и обвинили витязя в своей сваре. Взбешенный Зигфрид сразил королей и стал владеть их кладом и страной нибелунгов. Впоследствии сага переносит имя нибелунгов на бургундов, убивших Зигфрида и завладевших его кладом (вероятно, автор назвал Бургундов Нибелунгами, имея в виду владельцев клада, по всей видимости во времена записи Песни значение слова «Нибелунги» уже было размытым). Карлик Альбрих, хранитель клада при прежних королях, стал служить Зигфриду. Кроме Альбриха, который назван «могучим карликом», в саге не говорится о низком росте нибелунгов. Напротив, многие из них были славными богатырями.

Барздуки

Гномы были представлены и в восточнославянской мифологии. Название «барздуки» (нем. Barstucke, Parstucken, Barstuccae, пол. Bеzdukkai)восходит своими корнями к прусской мифологии, где барздуки выступают помощниками бога Пушкайтса; маленькие человечки, живущие под землёй и, видимо, связанные с богатством. Согласно «Судавской книжечке» (1563), к бузине, под которой живёт Пушкайтс (Путайте, Пушайтиc), приносят хлеб, пиво и другие продукты, просят прислать барздуков и макрополей (межевых — духов, живущих на межах в поле: обутых в лапти, одетых в сермягу, с бородой сплетенной колосками; им жертвовали кутью из зёрен первого урожая), гномов, находящихся в услужении у П., чтобы они помогли наполнить амбары зерном и сохранить хлеб. Под деревом (обычно под бузиной) они держат хлеб, пиво и другую еду. По одной из этимологий имя Б. означает «бородатые», по другой «духи бузины». Типологически они связаны с немецкими кобольдами (ср. нем. Zwerg-Holunder, «карлик-бузина») или русским «мужичком с ноготок, борода с локоток». Некоторые поздние авторы указывают на наличие того же класса мифологических существ в мифологиях восточных балтов (Bezdukkus, Behrstuhki и т. п.). Позднее источники упоминают культ Б. не только в Пруссии, но и в Жемайтии, Курляндии, Ливонии, Самландии, России (Я. Ласицкий и др.). По свидетельству Афанасьева, почитание барздуков было распространено в западных губерниях, в том числе в Белоруссии, ещё в позапрошлом веке. Ключевым моментом, позволяющим объяснить образ Б., является их связь с бузиной (в поздних источниках барздуки превращаются в Bezdukkai под влиянием польск. bez, «бузина»; ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»), растением, связанным в разных традициях с плодородием и подземным царством. Как правило Барздуки, наделены сверхъестественной силой; носят длинные бороды (но иногда вовсе безбороды), иногда наделяются козлиными ногами (ср. связь козла с бузиной и главу о почитании козла, которая предшествует в «Судавской книжечке»). Согласно Стрыйковскому, бузину чтили как священное дерево, с которым связаны подземные человечки (krasnie ludzie) ростом с локоть (ср. «мужичок с ноготок, борода с локоток» в русской сказке). Они показываются при луне, особенно больным.

Гномы в фэнтези

В мифологии и литературе гном (в понятии Дварф, Цверг) — это собирательный образ. В разных мифологиях и произведениях он представлен по-разному. Почти везде гномов изображают как человекоподобных существ небольшого роста с пивным животом, еще со времен Толкина, с повести Хоббит, повелось, что рост гнома 4,5 — 5,2 фута (145—160 см.) и любят они выпить, с широким торсом и длинной бородой, обладающими большой силой, живущих под землей. В пещерах гномы накапливают сокровища из золота, серебра и драгоценных камней, посвящают себя созданию неповторимого оружия и брони, волшебных предметов. Они знамениты как рудокопы и кузнецы, и как воины. Гномы медленно бегают и умеют ездить верхом только на пони, но не на лошади, но за счет большой силы и выносливости, а также качественного оружия и доспехов, являются значительной силой на поле боя. Гномы как и люди разносторонни.

Очень часто гномам придают черты скандинавов или германцев (оружие и доспехи характерного вида, использование рунических алфавитов или же старогерманской письменности), реже — кельтов (клетчатые ткани, кильты, кельтские узоры на оружии и доспехах).

Под растущей популярностью стимпанка, позднейшие сеттинги (WarHammer, Warcraft, TES, Arcanum и Overlord) часто выводят гномов как носителей технического прогресса, создателей паровых машин, сложных механизмов и огнестрельного оружия включая огнеметы, отвергающих магию и суеверия.

Подробнее, см. гномы в Средиземье, Овражные гномы, гномы в Алагейзии, Двемеры и гном.


Гномы и дварфы

Слово «гном», общепринятое в современном русском языке, в языках германской семьи менее употребимо. Так, немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане — «дварфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» изначально использовалось только для элементалей Земли и садовых гномов — декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии — nano, оба слова означают «карлик».

Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons — таких как Forgotten Realms, Dragonlance, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дварф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо подчеркнуть переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют), обычно прибегают к неологизму «дварф» или «дворф». Существуют также переводы, где dwarf переведено как «гном», в то время как gnomes намеренно искаженно транскрибированы как «гнумы» или иначе названы (гномики, лепреконы, лилипуты), и такие, где дварфы названы карликами, а собственно гномы — гномами. Анджей Сапковский, польский фантаст, используя западные архетипы, вывел у себя параллельно «гномов» и «краснолюдов».

Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны:


Dwarf
— существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дварфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких гномов чаще всего изображают в виде низкорослых викингов. Этим гномам также приписывают владение рунной магией.



Gnome
— очень маленькое существо, иногда бородатое или с усами. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка, гномы изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. А также изобретателями зеркал, в том числе и волшебных. Один из первых примеров таких гномов — гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms). Также эти гномы могут владеть магией волшебников и чернокнижников.

Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

Женщины-гномы

Еще с упоминания Толкином того, что женщины гномов мало отличаются от мужчин, эта тема служит источником интереса и шуток. В частности, существует расхожая теория о наличии у женщин-гномов бороды, воплощенная несколькими вселенными и произведениями.

В Dungeons & Dragons наличие бороды зависит от сеттинга: в Greyhawk у женщин растут бороды, но их обычно бреют; в Forgotten Realms у них растут бакенбарды, но не бороды или усы; в мире Eberron у них вообще нет бород. Бакенбарды носят гномы-женщины и в сеттинге Disciples.

В серии «Плоский мир» Терри Пратчетта гномы-женщины мало отличаются внешне и по психологии от мужчин, и суть взаимоотношений полов — «тактично определить, кто же скрывается под бородой, мужчина или женщина».

Однако, существуют и произведения с прямо противоположной тенденцией, такие как «Хранитель Мечей» Ника Перумова. Также, в корейской MMORPG Lineage II, гномки — хорошенькие молодые девушки, что создает сильный контраст с медведеподобными гномами.

В игре Heroes of Might and Magic V: Hammers of Fate женщины гномов имеют выраженные монголоидные черты.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в мифологии «мужские гномы обыкновенно безобразны, женские (гномиды) красивы».

В произведении Лукьяненко «Недотепа» бабушка сэра Паклуса была гномкой. Они с дедушкой пять лет прожили на необитаемом острове после кораблекрушения, а на шестой он не вытерпел и сделал ей предложение.

В русском языке нет однозначного слова для обозначения женщины-гнома. У разных переводчиков и авторов можно встретить варианты: «гнома», «гномиха», «гномка», «гномесса», «дварфийка».
Категория: Информация | Просмотров: 2295 | Добавил: НиБаЛуЙсО | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
1 masha   (05.11.2009 21:22) [Материал]

Статья супер!!!!!!!!! (обещаю к концу недели дочитать :))


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]