Конечно, кто-то скажет, что в полной опасностей и трудней жизнь Викингов не было места для празднеств и увеселений. Ну максимум - пир в честь удачного похода... Однако, находилось время и для праздников.Особенно в зимнее время,когда лед сковывал морские пути.
9
января День памяти Рауда Сильного Ежегодно 9 января
многие последователи языческой веры в странах Скандинавии и Исландии отмечают
День памяти Рауда Сильного.
Рауд Сильный известен своим отказом принять христианскую веру, которую норвежский
король Олаф пытался насадить в политических целях.Рауд был норвежским землевладельцем и являлся одним из
последователей веры Асатру. Он отдал свою жизнь за веру и верность богам
Асатру.
Асатру — это языческая религия, основанная на обожествлении сил природы,
сохранении традиций и фольклора коренного населения своей страны. Мистическую
основу Асатру составляет скандинавская мифология.
Король Норвегии Олаф Трюгвасон казнил Рауда, пустив через железный горн в горло
Рауда ядовитую змею. Это преступление было своеобразным актом отвержения
Асатру. После Трюгвасон конфисковал земли Рауда, а вместе с ними и все его
богатство.
Сегодня язычники отмечают этот праздник распитием рога (или кубка) вина или
бренди в честь Рауда Сильного.
С конца января и до конца февраля в Исландии
празднуется Торраблоут (Torrablout). Название праздника происходит
от названия четвертого месяца зимы по исландскому календарю — Торри (до сих пор
в Исландии принято выделять только два времени года: лето и зиму). Впервые
упоминания о празднике встречаются в рукописях 13 века, поэтому Торраблоут
считается древним, уходящим в языческую эпоху событием.
Сейчас Торраблоут символизирует возвращение к национальным корням и является
своего рода данью исландцев своему недавнему прошлому, поэтому в течение всего месяца принято есть
национальную еду, которая некогда являлась основной для жителей страны.
В меню входят такие деликатесы, как копченая баранья нога, копченая семга, но
наряду с этим употребляются блюда, представляющиеся весьма странными и даже
отталкивающими для иностранцев: копченая голова овцы, китовое мясо, заквашенные
бараньи тестикулы… Но украшением стола всегда является акула, долгое время
выдержанная в земле, и обладающая неповторимым запахом и вкусом. Все это можно
есть, только если запивать исландской картофельной водкой «бреннивин», которую
в просторечье называют «Черная смерть».
Празднования Тораблоута сопровождаются и особыми ритуалами, среди которых
довольно забавный обычай: встречая Торри, хозяин дома прыгал вокруг дома на
одной ноге босиком, при этом он должен был быть только в одной штанине, чтобы
вторая при этом свободно болталась.
20
марта День весеннего равноденствия Праздник возвещает собой полное обновление жизненных сил
природы
С самых незапамятных времен весеннее равноденствие связывали
с полным оживлением природы и возвращением ее жизненных сил.
В этот день, как и у славян, здесь радовались возвращению перелетных птиц —
вестников настоящей весны, а также праздновали первый приплод и начало лактации
у овец.
28 марта День Рагнара Лодброка Рагнар Лодброк известен как один из легендарных королей
Дании и Швеции, правивший примерно в 8 или 9 веках. Несмотря на то, что его
считают национальным героем в родной Скандинавии, жизнеописания Лодброка
довольно ненадежны и обрывочны, ориентированы в основном на саги древних
викингов.
Примечательно, что недостаточно точно установлены и годы правления Лодброка.
Некоторые источники называют период 750–794, другие — 860–865 годы. Наиболее
вероятными считают годы правления Лодброка с 835 до самой смерти в 865 году,
когда он проявил себя в качестве влиятельного военачальника и диктатора.
Возможно, что королем Лодброк был признан только последние пять лет своей
жизни.
Рагнар был язычником, провозгласившим себя одним из прямых потомков бога Одина.
Легенды повествуют, что его излюбленной военной стратегией было совершение
набегов на христианские города во время религиозных праздников; Лодброк знал,
что именно в такое время все военачальники и солдаты присутствуют на церковной
службе.
К 845 году Лодброк был уже влиятельным
правителем, и, наиболее верятно, — современником первого правителя Руси,
викинга Рюрика. Легенды оставили сведения о том, что Лодброк всегда
искал новых приключений, постоянно ощущая беспокойство, что его пиратствующие
сыновья когда-нибудь совершат более заметный поступок, затмив тем самым славу
отца.
В 845 году Рагнар в очередной раз вышел в море и взял курс на юг в поисках
новых земель для завевания. На 120 кораблях и с войском в пять тысяч викингов
Лодброк причалил к берегам современной Франции. В результате этого похода Западная
Франция была разорена.
В том же 845 году Лодброк захватил Париж, за возвращение которого
викинг-захватчик требовал большой выкуп.
Традиционно День Рагнара Лодброка отмечается многими в скандинавских странах 28 марта. В этот день произносится
тост в честь Рагнара и читается его Сага. Празднование этого дня сегодня никоим
образом не указывает на агрессивный настрой последователей Асатру, скорее
всего, в своем современном выражении этот праздник — прославление храбрости и
мужества. 21
апреля Сумарсдаг — первый день лета Сумарсдаг — праздник
в честь великого Одина — покровителя победителей
Согласно древнему исландскому календарю в первый четверг
после 18 апреля
в Исландии отмечается древний языческий праздник Сумарсдаг или Сиггблот. В этот
день начинается лето — большое и радостное событие после долгой северной зимы.
Как известно, издревле год в Исландии традиционно делился на два сезона — лето
и зиму. Первый день лета и поныне отмечается в
третий или четвертый четверг апреля, знаменуя собой долгожданное
пробуждение природы. С началом лета в древности начинался и сам год,
летоисчисление шло по прожитым зимам. Поэтому неудивительно, что обычаем было
дарить летние подарки вместо нынешних Новогодних.
Раньше во время этого праздника совершались ритуальные жертвоприношения Одину,
которые прославляли деяния верховного бога. В частности, язычники благодарили
владыку за то, что он разрешил им насладиться летом и на Землю пришли свет и тепло.
30 апреля Вальпургиева ночь Вальпургиева ночь, Бельтайн или Майский Канун отмечается
ночью 30 апреля
в ознаменование расцветающей весны.
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью
пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии.
В Скандинавии жгут костры, чтобы привлечь весну, отпугнуть духов и
избавиться от накопившегося за зиму мусора. И едят гравлакс — свежего
лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.
21
июня день летнего солнцестояния Основные обряды и ритуалы сходны с таким же комплексом
обрядов дня зимнего солнцестояния — 21 декабря. С обоими
днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни
солнцестояний нечистой силе. Центральное место в праздновании этих дней
занимают различные формы ритуальных огней.
Большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам, играет зелень — зеленые
ветки, цветы, даже деревья, в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника
имеются мотивы брака, семейного благополучия.
Связь с культом солнца имел и распространенный обычай катать с гор или крутых
обрывов рек колеса, обвитые соломой и зажженные. Иногда при этом гадали: если
колесо горело все время, пока катилось, то считали, что урожай будет хорошим.
23 июня Иванов день К этому таинству приурочен главный праздник, дошедший до нас
из далеких языческих времен, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется
по-разному. В Норвегии праздник назван в честь Иоанна Крестителя - Jonsok. Другое название праздника - Jonsvaka (Jonsvoko) - образовано от
имени Johan и глагола vake - «бодрствовать».
Это не случайно: считалось, что в Иванову ночь нельзя спать до самого рассвета
- не только потому, что можно услышать пение эльфов, но прежде всего с целью
оберега на весь грядущий год.
Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь,
завершаясь встречей рассвета - восходящего солнца.
Пожалуй, главная традиция, приуроченная к Ивановой ночи, - разжигание костров. С давних времен
люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил. Огонь - самая
сильная и действенная очистительная стихия: в нем может сгореть все грязное и
отжившее, но сам огонь всегда остается чистым.
Сам по себе костер призван был «помочь»
солнцу одолеть верхушку неба, он символизировал победу света над тьмой.
Разжигая костер и поддерживая его до утра, люди словно приветствовали новое
солнце. Крестьяне старались сделать костер как можно больше - это считалось
делом чести. По этому поводу часто устраивались состязания - у кого выше и ярче
пламя. Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище,
где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра.
Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие
игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить
высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом.
Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего, - один из
самых торжественных моментов праздника.
Безусловно, Иванова ночь - самый веселый народный праздник. Это миг
наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с
окружающим миром.Шумные торжества не стихают до самого рассвета. Главным
угощением служит сладкая молочная каша rommegrot. Не обходится в Иванову ночь и
без возлияний, которые в древности также имели сакральный смысл, совершаясь во
славу богов.
На протяжении столетий в Скандинавии на Иванову ночь принято
было сжигать на костре старые лодки. Этот обряд также очень древний и посвящен
богу весны Бальдру, убитому рукой коварного Локи и сожженному в своем корабле
Рингхорне. В эпоху викингов такой погребальный костер был частым явлением, тем
более, если дружинники и родня провожали в Вальхаллу знатного воина или вождя.
21 сентября - День
осеннего равноденствия (Мабон) День осеннего равноденствия Мабон (Mabon), отмечаемый в
Северном полушарии 19—22 сентября,
имеет два аспекта: во-первых, это освобождение от всего старого и отжившего, а,
во-вторых, воздание почестей покойным членам женской половины семьи.
В день Мабона многие колдуньи делают
себе новые посохи и вырезают руны из древесины вяза — обычай, пришедший от
друидов.
День осеннего равноденствия — второй из двух дней в году, когда день равен ночи
в Колесе года. Это и традиционное время сбора урожая, которое связывают с
заготовлением дикорастущих или зеленых плодов, даров Матери-Земли.
Окончание сбора овощей, фруктов и оставшихся зерновых начал праздноваться еще
до христианства. День равноденствия напоминает о приходе зимы, в этот период
проводятся ритуалы симпатической магии, гарантирующие, что зимой хватит пищи:
обряд состоит в том, что на празднике сначала демонстрировались, а потом
съедались лучшие дары лета.
Обычно в Мабон идут на природу, в лес, собирают семена и опавшие листья.
Некоторые из них используют для украшения дома, другие сохраняют на будущее для
травяной магии.
Пища на Мабон состоит из плодов второго урожая, таких как зерновые, фрукты,
овощи и, особенно, кукуруза. Кукурузный хлеб — традиционная пища в это время,
так же как и фасоль, сушеные кабачки.
Травы, традиционно используемые для украшения алтаря, пространства вокруг
магического круга, и всего дома: желуди, астры, бензоин, папоротник, жимолость,
ноготки, мирр, пассифлора (страстоцвет), сосна, роза, шалфей, чертополох,
орешник, тополь, желуди, ростки и листья дуба, осенние листья, солома пшеницы,
шишки кипариса и сосны, спелые колосья, кукуруза.
22
октябряДень Зимы (Зимние ночи) Скандинавский Новый год, который проходит в конце периода
приготовлений к зимнему сезону. Стихия перестала расточать свою жизненную силу.
Пришло время, когда люди должны обратить свои мысли к духовным ценностям.
Праздник еще иногда называют «Зимние ночи». Первоначально его, как и многие
другие, отмечали на протяжении нескольких ночей. Все это знаменовало переход к
ночному времени года, когда в северных широтах Финляндии, Исландии,
Норвегии солнце садится за горизонт довольно рано.
Сам праздник сформировался в глубокой древности и символизировал точку перехода
к сложному периоду жизни, когда жизнь целых городов зависела от самих людей и
никак не от природы. Именно в этот момент начинался некий «передел власти» —
менялись обязанности и права, к верхам начинали пробиваться те, у кого хватило
бы сил противостоять суровой зиме.
Стихийный элемент этого периода и обрядов, как ни странно, Огонь. Он дает
тяжелые физические и душевные испытания, в которых человек учится действовать в
еще худших условиях, чем они предположительно могут быть на самом деле. Оружие,
боль и огонь тут могут быть тесно связаны. И человек проходит через все,
сопротивляясь и переживая — проживая это.
Ветрнэтр (зимние ночи) — первые зимние ночи (по исландскому
календарю), то есть праздник начала зимы. Вернее, это ночь перед началом зимы в
субботу.
Старинные ритуалы этого времени предполагают тренировку концентрации внимания,
способность к волевым действиям, упражнения в силе и ловкости, а также
обретение нового мастерства.
31 октябряХэллоуин - канун Дня всех святых (Самайн) Этот праздник особенно популярен в Великобритании,
Скандинавии и США. Из года в год, осенью, стар и млад участвуют в увеселениях,
специально предназначенных для этого вечера, связанного с массой нелепых
суеверий. Дети наряжаются в необычайно страшные костюмы и надевают уродливые
маски. С мешками в руках они ходят от дома к дому, пугая своим видом и детей, и
взрослых. По обычаю, им надо давать гостинцы, иначе они могут причинить зло
дому или хозяину.
По некоторым данным, друиды верили, что в этот вечер Самайн (бог мертвых)
созывал злых духов, которые в течение прошедшего года обитали в телах животных.
Другие языческие народы верили, что в этот вечер все духи умерших за прошедший
год посещали свои дома и потому для них накрывались столы и оставлялись
открытыми двери из страха, что, если духи не найдут пищи и крова, они жестоко
отомстят живущим за это невнимание к ним. Принесение всевозможных жертв было
тоже обычным явлением в этот вечер.
Самайн - ночь духов. Границы между мирами истончаются и в Мидгард приходят силы
зимы.
На Самайн принято было поминать умерших близких. Их зовут в дом, разговаривают,
оставляют им еду и питье (около углей камина или печи или просто на кухонном
столе, тогда отодвигают стул, на котором, быть может, любил сидеть покойник).
Ритуалы Самайна касаются в основном
семейных дел, особенно пожилых родственников или тех, кто болен или нуждается в
постоянном уходе; они обеспечивают физическую защищенность, помогают
преодолевать страхи, изгонять психологических и психических призраков. Согласно германо-скандинавской мифологии Эйнхерии
(Einherjar) — это лучшие воины, павшие герои, заслужившие свое почетное место в
Вальхалле (Valhalla). Праздник был связан с почитанием павших в бою соратников
по оружию и восхвалением оружия. В своей современной реинкарнации этот день связан с почитанием Одина.
Легенда свидетельствует, что попасть в Вальхаллу могли только те павшие в битве
воины, которые в момент смерти не выпустили из рук оружие. Их души собирают
валькирии и переносят в чертоги Одина или Фрейи, делящие между собой всех
погибших воинов.
Несомненно, из всех празднеств наших предков Йоль — самый главный, самый
священный и самый могущественный зимний праздник. В эти ночи все миры сходятся
в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми,
мертвые выходят из Нижних Миров. Те же из людей, кто часто общается с Миром
Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei
— наездники Асгарда) или же становятся вервольфами и прочими духами.
Также Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана
собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и обозреть
возрожденный мир.
По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов. Эти тринадцать
ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя
годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни
привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини
Судьбы.
Однако, самый важный момент праздника Йоль — это, конечно же, зимнее
солнцестояние и самая длинная ночь в году, во время которой настоящими
властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и
охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и
обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда
человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира…
31 декабря Двенадцатая ночь Двенадцатой ночью заканчивается Йоль.
Двенадцатая ночь — это ночь рождения нового года, нового жизненного цикла. В двенадцатую ночь врата миров открыты, и все их жители собираются в месте
празднования Йоля, чтобы веселым пиром приветствовать новую жизнь. Считается,
что это самое мирное время в году, когда даже злые духи достойны уважения,
приветствия и праздничного угощения.
Существует поверье, что свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь. Горение
свечей, их свет и тепло принесут в дом счастье и удачу.
Следующий день после Двенадчатой ночи считался «Днем судьбы». Новое,
вернувшееся солнце снова стоит над горизонтом, день прибавляется. Все, что
сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года.
Отсюда, возможно, и повелась известная присказка — как Новый год встретишь, так
его и проведешь.
Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время
Двенадцатой ночи. Кстати, и самую большую силу имеют слова, которые были
произнесены в Двенадцатую ночь.
|