Орки (англ. Orcs) — вымышленная раса в произведениях жанра фэнтези. Орки имеют большое сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.
Происхождение
Орки Средиземья
Впервые слово «орк» употреблено Джоном Толкиеном в его произведениях о Средиземье и было синонимично «гоблину». Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где означает великана или демона. Сам Толкиен утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», где оно применяется к гигантскому чудовищу Гренделю. В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкиен писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался демон подземелий по имени Орк (Orcus).
Орки Средиземья были злобным народом, подчинявшимся Тёмному властелину и составлявшим его орды. Это была низкорослая темнокожая раса, созданная из самых кровожадных животных и замученных эльфов. При их создании Тёмный властелин — Моргот — допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в темноте, поэтому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, но сильно слабеют на свету. Впоследствии этот изъян был исправлен Саруманом, создавшим разновидность урук-хай.
Современный типаж орков
В дальнейшем орки, как «злая» раса, стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их основе, зачастую как отдельная от гоблинов раса. Традиционное описание орка в современных произведениях фэнтези заметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в основном, из правил настольных игр D&D и Warhammer. Орков описывают как высоких, сильных, воинственных существ с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов или представителей кочевых народов (например, бедуинов или монголов), часто в сочетании с элементами культуры индейцев, а в игре Warcraft III некоторые лидеры орков даже напоминают самураев и носят имена, похожие на японские. Среднестатистический орк выглядит, как очень сильное существо, противостоять которому может только очень сильный и искусный людской воин.
Традиционно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются различные негативные характеристики: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность и т. д. В большинстве случаев, опасность, исходящая от орков, заключалась в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. В некоторых сеттингах, таких как «Готика», орки — антагонисты людей.
В последнее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» часто нарушается, и раса предстает в более положительном свете. Например, в World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые можно играть; в играх серии The Elder Scrolls, Morrowind и Oblivion орки выступают как достаточно дружелюбные существа, не отличающиеся морально от других рас, за них также можно играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. В Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East орки с тюрко-монгольской культурой, предстают в виде самых заклятых врагов демонов и являются, в целом, положительными персонажами. В литературе орки впервые выступили положительными существами в орочьем цикле романов Стэна Николса.
Итак, можно сделать вывод, что орки в последнее время стали добрее, но по прежнему выглядят как очень сильные существа, противостоять которым может только очень искусный людской воин. Но одному богу известно что войдет в голову нашим админам и художникам. Так-что будем думать и гадать, чтож они нарисуют: хорошего, мирного орка или машину для убийств... Это для нас останется загадкой...
Хароший статья... Насколько я понял посвящается новому мужскому образу орка... И похож этот новый образ будет наверное, исходя из вышесказаного, на средневекового рыцаря Николая Валуева