Один – бог повешенных, бог войны и покровитель воинов, павших в
битве, бог тайного знания и властитель мертвых, от которых это знание
можно получить. Христос страдал, повешенный на древе-кресте, ради
других. Жадный до власти и знания, Один преследовал свои цели, и его
муки скорее напоминают о шаманстве, нежели о христианском искуплении.
Он доблестен, переменчив и коварен, дарует победу по прихоти, а не по
заслугам, покидая тех, кому прежде благоволил, в час величайшей нужды.
Он принес гибель Хрольву Жердинке, Сигмунду Вёльсунгу, Харальду Боевой
Зуб; Эйрик Кровавая Секира, ярл Хакон сын Сигурда и скальд Эгиль
испытали на себе его гнев. Те, кто поклонялся Одину, были чем-то на
него похожи – призванные властвовать, творить заклинания и читать руны,
они знали жар вдохновения и боевое безумие. Вотан, пишет Адам
Бременский, id est Furor. У Одина много сокровищ – копье Гунгнир,
золотое кольцо Драупнир, из которого каждую девятую ночь капает по
восьми колец того же веса, восьминогий конь Слейпнир, вороны Хугин и
Мунин, Думающий и Помнящий, которые каждый день летают по миру и,
возвращаясь, рассказывают на ухо своему повелителю, что где случилось.
Еще у Одина множество имен, описывающих его разнообразные качества и
роли: Всеотец, Бог Повешенных, Сеятель Бед, Устрашающий, Отец Победы,
Одноглазый, Бог Воронов, Друг Мимира, противник Волка. Военные победы –
его дар, поэзия – его мед.
Величественный, опасный, непредсказуемый Один – не тот бог, с
которым стоит иметь дело обычному человеку. Куда приятней Тор.
Вспыльчивый, но добрый, шумный, прямодушный, любитель поесть и выпить,
он неуловимо напоминал землепашцам, скотоводам и простым воинам их
соседей и родичей, а то и их самих. Зная о его приключениях,
странствиях, о том, как великаны оставили его в дураках, а потом он
оставил в дураках их, любой мог быть с Тором на дружеской ноге. Но богу
недостаточно просто вызывать симпатию, он должен обладать
сверхъестественным могуществом, и у Тора его не отнимешь. По имени и
атрибутам он – бог-громовержец, он проносится по небу в своей
запряженной козлами колеснице и разит врагов молниями – молотом Тора,
Мьёлльниром. Рыжебородый, большой, невероятно сильный, Тор выступает в
роли защитника Асгарда и асов, а заодно Мидгарда и людей. Он сражался с
Мировым Змеем, а инеистые великаны и горные исполины хорошо знают его
молот, ибо он проломил черепа многим их предкам и родичам. Помимо
молота, у Тора есть железные рукавицы, которые он надевает, когда берет
Мьёлльнир, и Пояс Силы – перепоясавшись им, он делается вдвое сильнее.
Главным противником Белого Бога – Христа в Скандинавии выступал не
Один, а рыжий Тор. Молот, а не копье, преграждал путь кресту. В поздние
времена, в последних оплотах язычества, именно Тор, похоже, был самым
почитаемым из асов. Судя по описанию Адама Бременского, в уппсальском
святилище статуя Тора занимала центральное место, между статуями Одина
и Фрейра. Кое-где в Скандинавии ему поклонялись и как богу земледелия;
к сожалению, достаточно позднее происхождение его знаменитого молота и
еще более позднее происхождение наших источников не позволяют
определить точнее его функции. Но, так или иначе, на родине викингов
Тор считался могущественным богом, а в колониях – могущественнейшим из
всех.
|