Валькирии, земные и небесные.
Ко времени викингов
эпоха матриархата ушла далеко в прошлое. Женщины утратили свою
«официальную власть, превратились во вдохновительниц великих деяний. Во
имя женщин создавались шедевры литературы и изобразительного искусства,
им же порой посвящались завоевательные походы. По крайней мере, легенды
связанные с определёнными историческими событиями, часто на этом
настаивают. И объединение Норвегии в единое государство в конце IX
века было вызвано, конечно, объективными историческими причинами. Но
проследим, как оно описывается в сказании:
Харальд конунг послал
своих людей за девушкой, которую звали Гюда. Она была дочерью Эйрика
конунга из Хёрдаланда. Харальд хотел сделать её своей наложницей, так
как он было очень красива и горда. Когда гонцы приехали, они передали
девушке, что им было велено. Она же ответила им, что не хочет тратить
свою молодость ради конунга, у которого и владений-то – всего несколько
фюльков. - И мне удивительно, - сказала она, - что не находиться
такого конунга, который захотел бы стать единовластным правителем
Норвегии, как Горм конунг стал в Дании или Эйрик в Швеции. Гонцам
показался непомерно заносчивым такой ответ, и они попросили её
объяснить, что значит такой ответ. Они сказали, что Харальд настолько
могущественный конунг, что она может быть довольна его предложением.
Однако, поскольку она ответила на него иначе, чем им хотелось бы, они
не видят возможности увезти её теперь против её воли, и они стали
готовиться в обратный путь. Когда они приготовились к отъезду, люди
вышли проводить их. Тут Гюда обратилась к гонцам и просила их передать
Харальду конунгу, что она согласится стать его женой не раньше, чем он
подчинит себе ради неё всю Норвегию и не будет править ею так же
единовластно, как Эйрик конунг – Шведской Державой или Горм конунг –
Данией. - Потому что тогда, как мне кажется, он сможет называться большим конунгом. Гонцы
вернулись к Харальду конунгу и передали ему эти слова девушки, и
сказали, что она непомерно дерзка и неразумна и что конунгу следовало
бы послать за нею большое войско, чтобы привезти её к нему с позором.
Но конунг возразил, что девушка не сделала и не сказала ничего такого,
за что ей следовало бы отомстить. Скорее он должен быть ей благодарен. -
Мне кажется теперь удивительным, как это мне раньше не приходило в
голову то, о чём она напомнила, - сказал он. – Я даю обед, что не буду
ни стричь, ни чесать волос, пока не завладею всей Норвегией с налогами,
податями и властью над ней, а в противном случае умру…
Друзья и
советники Харальда признали, что выполнить этот обед – задача,
достойная конунга. И Харальд, не откладывая, взялся за дело. Далее
сказание весьма обстоятельно повествует, как он присоединял к своему
владению область за областью, какие и с кем вёл сражения, и кто в них
отличился. Волосы, которые он, согласно обету, не стриг и не чесал,
между тем отрастали; Харальда так и прозвали – Косматым. Наконец, около
890 года произошла грандиозная морская битва в Хаврсфьорде, после
которой сколько-нибудь серьёзного сопротивления в Норвегии Харальд уже
не встречал. Объединение страны породило самую настоящую эмиграцию:
Все
его самые могущественные враги погибли, а некоторые бежали из страны, и
таких было очень много, ибо тогда заселялось много пустынных земель. В
то немирное время, когда Харальд конунг овладевал Норвегией, были
открыты и заселены заморские земли: Фарерские острова и Исландия.
Со дня первоначального сватовства к Гюде минуло десять лет, но Харальд о ней не забыл.
Тут
он вспомнил, что ему когда-то сказала та гордая девушка. Он послал
людей за ней и велел доставить к нему. У них были такие дети: Алов была
старшей, затем шли Хрёрек, Сигтрюгг, Фроди и Торгисль…
Вскоре
были подстрижены и расчёсаны обетные космы, и Харальд Косматый получил
новое прозвище – Прекрасноволосый (Харфагр). Под этим прозвищем он и
вошёл в историю. Вероятно, это всё относится скорее к области
сказочно-мифологического обрамления реальных исторических фактов.
Главное другое: люди тех времён не находили ничего удивительного в том,
что конунг берётся за завоевание целой страны, вдохновлённый дерзкими
речами гордой красавицы. Надо так же заметить ещё одну важную вещь,
Гюда беседует с послами сами, хотя, согласно закону, вроде бы должна
было смирно сидеть и ждать, как решит её судьбу батюшка-конунг. И в
этом слушатели тоже ничего странного не находили… В эпоху викингов
немало мужчин надолго покидали свой дом, отправляясь в военные или
торговые походы. Такой поход мог занять не один год, а мог вообще
кончиться гибелью путешественника и воина. Однако путешествия и
приключения были бы попросту невозможны, если бы викинг не оставлял
дома прочный «тыл» - разумную и деятельную жену, вполне способную
справиться с хозяйством и делами, а если нападали то и возглавить
оборону. Так что, если бы в реальности женщины были так принижены и
бесправны, какими их рисует сохранившиеся судебники, эпоха викингов
вряд ли бы вообще состоялась. Исторические и мифологические тексты
донесли до нас психологические портреты многих «женщин викингов». Иные
из них «ткали мир», используя своё влияние на мужчин для установления
примирения и спокойствия. Другие, горделивые и мстительные наоборот,
подстрекали своих мужчин к сражениям и кровопролитию. Такова, например, была Гуннхильд, жена Эйрика Кровавой Секиры (сына Харальда Прекрасноволосого). По выражению сказания…
…она вмешивалась в управление страной. Её называли Матерью Конунгов…
И
далее в рассказе о деятельности этих самых конунгов их называют не
«сыновьями Эйрика», а «сыновьями Гуннхильд». Муж её, несмотря на
грозное прозвище и свой титул конунга, положительно теряется на фоне
жена. Спрашивается, а существовали ли в действительности те
«прекрасные воительницы», которых так любят авторы исторических романов
и, пуще того, сказочной фантастики? Существовали! В X веке в Ирландии
действовала дружина викингов, вождём которых была женщина. История, к
сожалению, не сохранила её имени, только прозвище – Рыжая Дева. Одним
из подтверждений этого факта является скандинавская мифология. Жили в
Асгарде не только эйнхерии, славные воины, погибшие в битвах, но
ВАЛЬКИРИИ – девять дев воительниц Одина. Слово «валькирии» означает
«избирающее убитых». Согласно легендам, валькирии носились на своих
конях «по воздуху, по морю и по твёрдой земле». Они спешили к полям
битв, чтобы помогать героям в сражениях, а среди павших избирать тех,
кто был достоин пировать вместе с Богами на небесах. (см. Приложения.
Песнь Валькирий). Обычно валькирий причисляют к категории «низших
женских божеств». Однако в легендах можно встретить высказывания,
наподобие: «такая-то была дочерью такого-то конунга. Она была
валькирией и носилась по воздуху и по морю. Потом она вышла замуж и
оставила битвы…». В существование валькирий викинги веровали свято.
Значит, и настоящая, земная валькирия вроде Рыжей Девы не должна была
уж слишком их удивлять.
|